КУКЛЫ ИЗ ТЕКСТИЛЯ

Знаменитые куклы фирмы Ленчи и портретная кукла Елизаветы второй

Текстильных кукол делали с тех самых пор, как люди освоили ткачество, прядение и другие виды создания тканей. Однако эти куклы оставались очень простыми, даже примитивными. Дело в особых технологиях, которых пока не было. Ведь, если набивать просто текстильное тело, то это чревато тем, что потеряется форма. Поэтому использовали либо очень плотную ткань, либо кожу, лайку. С этой проблемой – потерей формы – не могли справиться долгое время, и по этой причине текстильные куклы не попадали в массовое производство.


Ближе к концу 19 века появляется технология формования ткани. У формы было две части – вогнутая и выпуклая. Специально подготовленную ткань пропитывали специальным составом, обрабатывали, нагревали, форму сжимали, фиксировали, раскрывали. Оттиск остывает, и у нас – готовое лицо, руки или ноги.


Сегодня для уплотнения основы куклы используют синтепон, утяжелители и шерсть, и, конечно, для кукол используют каркас, чтобы она могла самостоятельно стоять или сидеть, а также подставку для устойчивости.


Для создания внешней жесткости используют технику под названием «грунтованный текстиль».

Легендарные куклы Ленчи

– это аббревиатура название итальянской компании, расшифровывается «Игра – наша упорная работа». Также это одновременно имя хозяйки компании – Елены Кёниг Скавини. Когда во время первой мировой войны ее муж был на фронте, Елена сделала первых кукол из войлока в войлочных платьях для продажи, назвали куклу Ленчи – так звали Елену домашние. В начале 20-х годов на фабрике уже работало 800 человек. Куклы быстро приобрели популярность и стали предметом коллекционирования. Они создавали и характерных кукол, и будуарных кукол. Лица характерных кукол были радостные, обиженные, сердитые, но это были именно дети со всеми их эмоциями. Кукол можно было стирать. Создавали даже портретных кукол, изображающих известных людей. В конце 20-х годов конкуренты в Германии, Франции, Англии начали производить похожих кукол – занимались плагиатом. Потом компании потребовались средства – и очень быстро она перешла в чужие руки и стала называться Арс ленчи. Они не смогли повторить раннего успеха компании, делали не таких кукол, из фирмы ушли лучшие художники, скульпторы, дизайнеры, в итоге компания закрылась.

Виды текстильных кукол

Первое разделение текстильных кукол проходит по линии традиционные и авторские.

Традиционные

Шьются в соответствии с культурными и историческими традициями. Могут представлять собой народные образы и символизировать определённые праздники или события. Например, русская кукла-мотанка.

Авторские

Создаются мастерами и художниками, которые вкладывают в них свою индивидуальность и стиль. Эти куклы могут быть выполнены в различных техниках и часто имеют уникальные черты.


Можно разделить текстильные куклы на куклы для интерьера и для игры – собственно, все виды кукол делятся и на эти две категории.

Куклы для интерьера

Служат элементами декора. Могут быть выполнены в различных стилях — от классического до современного.

Куклы для игры это:

Куклы-амигуруми

Это текстильные куклы, связанные крючком. Они могут быть как простыми, так и сложными, в зависимости от уровня мастерства.

Текстильные куклы на шарнирах и каркасе.


Это куклы, которые изготовлены из текстильных материалов и имеют подвижные суставы, благодаря чему они легко могут менять их позы и выражения.

Вальдорфская кукла

Это игрушка, созданная в соответствии с принципами Вальдорфской педагогики. Обычно имеет простую, минималистичную форму и сделана из натуральных материалов, таких как хлопок и шерсть.

Игрушечные текстильные куклы

Предназначены для детей. Они мягкие и безопасные для игры, а также имеют различные размеры и формы.

А теперь выделим из всех видов текстильных кукол несколько особых категорий:

  • Кукла Тильда – одна из самых популярных текстильных кукол. Таких кукол придумала норвежский дизайнер Тоне Финнангер. У них вытянутое туловище, вытянутые ручки и ножки, глазки-точки, румяные щечки, нет рта. В таком же стиле делают животных – медведей, зайцев и другую живность, даже известных сказочных персонажей. Например, в нашем музее есть кукла «Красная королева» из сказки «Приключения Алисы в стране чудес» в стиле Тильда.

  • Куклы СнЕжки – снежные девочки, также их называют куклами с большими ногами, обычно они бывают обуты в кеды или подобную обувь. Снежкомания началась именно с куклы Татьяны Коннэ. У Снежек есть сходная с тильдой черта – глазки-точечки и отсутствие рта. Сейчас существует огромное количество «модификаций» Снежек, в том числе с расписными лицами.

  • Тыквоголовки. Создатель этих куколок – популярный мастер Елена Коган. Этих кукол отличает, конечно же, голова – она сшита из пяти клиньев, по середине лица проходит шов. Благодаря такому строению головы, похожему на тыкву, они и получили свое название. Еще одной и очень важной особенностью тыквоголовых кукол является, конечно же, их лицо! У этих кукол красиво расписанные лица, присутствуют все необходимые реалистичные детали лица – и глаза, и носик, и рот.

  • Куклы-примитивыуклы-примитивы, или чердачные куклы. Эти куклы родились во времена первых американских поселенцев и коренных американцев. В те времена бабушки и мамы шили своим детям кукол из всего, что попадалось под руку: тряпочки, мешочки. Поэтому в наше время кукол-примитивов отличает нарочитая «замусоленность», состаренность, небрежность…. Как будто-то их откопали в завалах хлама на чердаке, где они долго-долго валялись. Простые линии, необработанные срезы, тонировка, относительно несложные формы…. Но эта небрежность дается не так просто, ведь грамотно «запачкать» и «потрепать» куклу тоже надо уметь.

К примитивам относится одна особая кукла – Рэггеди Энн. Эту куклу придумал художник и писатель Джон Бартон Груэлл в 1914 году. Его дочка Марсела нашла на чердаке старенькую тряпичную куклу, в которую играла еще ее бабушка, мама Груэлл. Лицо куклы совсем стерлось и Груэлла нарисовал новое лицо: круглые черные глазки, красный носик треугольником и большой улыбающийся ротик. Из своих старых вещей девочка сшила кукле новую одежду. Джон Бартон Грюэль написал много рассказов о приключениях этой куклы.


В нашем музее есть подобные куклы и даже Тряпичная Энн. Вы ее найдете рядом с книгой, посвященной ей.


  • Куклы в чулочной технике (их также называют куклами из капрона) — это направление декоративно-прикладного искусства, в котором соединились фольклор, ремесло, театральность и даже элементы дизайна. Суть техники: для изготовления кукол используют капроновые колготки (чулки) и синтепон. Синтепон служит основой для всех частей тела куклы. С помощью закладывания складок и изгибов на синтепоне мастер создаёт черты лица: нос любой формы, маленькие или большие губы, высокий или низкий лоб и другие.  Внутри у кукол проволочный каркас, ручки-ножки гнутся, волосы делают из ниток или из прядей париков, глазки — из специальной пластики, а макияж — из теней и пудры. Одна из первых родоначальниц создания чулочной куклы — американский мастер Лиза Лихтенфельс, которая, работая аниматором Disney Studios, разработала трёхмерные куклы с одноразовым каркасом из нейлоновых чулок.

  • Куклы в технике грунтованный текстиль. В нашем музее есть куклы в этой технике, созданные Наталией Юркевич.

  • Славянские куклы-обереги. Создавали их только женщины. Тряпичные куклы-обереги безликие – без глазок, носиков. При их изготовлении, как правило, не используют ножницы, а ткани просто рвут. В наше время немало мастеров занимаются изготовлением подобных кукол. В Украине наиболее популярны куклы мотанки. Это просто иное название нашей славянской куклы. В нашем музее большая коллекция кукол мастера-исследователя народных кукол Анастасии Клюевой.

  • Тряпиенсы – тряпичные барби.Это удивительно нежные изящные куколки, напоминающие одновременно и знаменитую Барби, и героинь аниме. Их придумала кореянка Юнг Хи Янг. В своих изделиях она воплотила детскую мечту о Барби, которую родители не могли купить из-за слишком высокой цены. Именно поэтому второе название тряпиенсов – DreamDoll, «кукла мечты».

Отличительные черты тряпиенсов – длинные ножки и тонкие ручки, изящная фигурка, роскошные наряды и прически, рост 40-50 см, выразительные полузакрытые глаза. Каждая дрим-долл – это законченный, продуманный до мелочей образ. Для его создания используются дорогие ткани и кружева, бисер, мулине, мини аксессуары – зонтики, сумочки, веера, шляпки. Шить тряпичную барби непросто, но результат того стоит.


  • И, наконец, авторские текстильные куклы, технику исполнения которых разработали на основе уже известных техник, мастера-первопроходцы. Устав от стандартных техник и выкроек, такой мастер создает собственную куклу. И путем долгих проб создает собственную куклу. Такая кукла у нас тоже есть, техника называется «скульптурный текстиль», но в ней используется ноу-хау мастера – Ирины Антоновой.