МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ КУКОЛ. ПЕРВЫЕ КУКЛЫ ИЗ ФАРФОРА

В начале 18 века математик и физик Эренфрид Вальтер фон Чирнхауз и алхимик Иоганн Фридрих Бёттер из Саксонии раскрыли секрет китайского фарфора и из этого материала стали создавать кукольные головки и кисти рук. Это была революция в деле создания не только посуды и интерьерных вещей типа статуэток, но и кукол. Это был подлинный переворот.

Но вернемся к куклам из фарфора

Первые экземпляры фарфоровых художественных кукол предназначались для королевских особ.


Первыми массово производить начали кукол из глазурованного фарфора. Их еще называли китайскими куклами, но это были именно европейские куклы с отлитыми прическами из фарфора, неподвижными расписанными глазами. Голова вместе с прической и плечи отливались вместе. С Китаем этих кукол связывает только то, что долгое время Европа знала только китайские образцы глазурованного фарфора. Такие куклы появились в 1830 году и исчезли 100 лет спустя.


Самые первые из них были созданы в Германии, Дании, Швеции. Пик популярности приходится на 1850-1890 годы, когда их начали производить во Франции, а в Германии было налажено массовое производство головок и сборка.


В России такие куклы назывались парселиновые.


Так мы подходим к середине 19 века. К этому времени есть куклы из разных материалов, в костюмах и общем облике они полностью ассоциируются с эпохой и воспроизводят в миниатюре женскую одежду.


В 1851 году в Лондоне состоялась Всемирная выставка. Благодаря выставке повсеместно возрос интерес как к собственному национальному художественному наследию, так и к достижениям других стран. С середины 19 века особо быстро начали распространяться разные идеи, это называется миграция идей. Так появлялись новые материалы и распространялись новые художественные образы, например, активно начали делать кукол-детей.

Изменение отношения к детству в середине 19 века

В середине 19 века происходит прорыв в медицине: многие детские болезни начали поддаваться лечению, уменьшилась детская смертность.

К периоду детства начинают относиться с особым вниманием, к детям в целом начинают относиться мягче. Этому способствовала и работа врачей, и педагогов.

 Если раньше игра считалась пустой тратой времени, то теперь ее признали очень важным и даже необходимым занятием для детей, важным этапом в жизни ребенка. Педагоги, врачи, специалисты по детскому воспитанию и просто умные люди начали задумываться: а может быть игра – это как обучение разным жизненным ситуациям? Может быть, ребенок проигрывает эти ситуации, моделирует их и готовится таким образом ко взрослой жизни? Пришли к выводу, что игра - становление образа будущей жизни и даже мировоззрения ребенка.


Появляется детская мода


С середины 19 века начинает зарождаться детская мода, стали шить детскую одежду, а не уменьшенную копию взрослых костюмов. Тогда зародилась мода – и продержалась почти 100 лет – на морские костюмчики для мальчиков и для девочек. Такие детские костюмчики были популярны во всём мире.


Матросский костюм


В нижней части витрины 1 находится мальчик-манекен, изготовленный из воска. Он демонстрирует матросский костюм, который был в моде среди детей в начале XX века.


Детская музыка


До середины 19 века редко кто из композиторов обращался к детской теме. В 1978 году Петр Ильич Чайковский сочинил «Детский альбом. Он был посвящен племяннику композитора, которому тогда было 6, 5 лет». В альбоме 24 пьесы, три из них посвящены куклам: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла».


Со временем появились даже ползающие куклы


Детям до середины 19 века не позволяли ползать. Считалось, что ползать это не благородно, это значит, что ребенок копирует животное. Придумывались разные приспособления, лишь бы ребенок не уподоблялся животному. Люди прямоходящие, и должны передвигаться на двух ногах, и точка. Пусть лучше лежит, лишь бы не ползал. И только после 1870 года педиатры доказывают, что ползать не только можно, но и нужно для правильного развития ребенка. Появляются даже ползающие куклы – эти куклы были популярными, пока продолжалось всеобщее удивление и шок, что, оказывается, ребенок может ползать и от этого он даже не залает, как собачка.


И тогда у кукол начали молодеть лица


Если вы видите куклу, то можно приблизительно догадаться, в какое время ее сделали. Если у куклы явно взрослое лицо, то эта кукла создана до середины 19 века. Если лицо явно детское, то её создали во второй половине 19 или в начале 20 века.

Кукол стали делать для игры и огромными тиражами, потому что детство стало популярной темой и выгодной в экономическом отношении. Взрослые, которые занимались кукольным бизнесом, увидели, что массовое производство кукол может принести хороший доход.


Золотой век кукольной промышленности


Именно в это время начинается золотой век кукольной промышленности. В ближайшие 60-80 лет будут созданы самые красивые, дорогие и детально проработанные куклы для игры. Ни до, ни после таких кукол не было и не будет.

Куклы стали компаньонами детей. Они стали играть роль друга, ребенка, психотерапевта. С ними можно было играть, кормить, гулять, укладывать спать.


Начало массового производства кукол и материалы


Это был период расцвета кукольной промышленности, известный как Золотой век, время полного творчества и изобретательности. Ни до, ни после не создавались столь искусно проработанные игрушки, и, возможно, создаваться уже не будут.


Как делаются куклы из фарфора?


Самым популярным материалом для создания массовых тиражных кукол стал бисквитный фарфор.


Тела для таких кукол делали редко из дерева, чаще из композита, текстиля, лайки, и если куколка совсем небольшая – миньонетта - то из фарфора.

Бисквитный фарфор и куклы из него: виды


Куклы из фарфора стали самыми удачными, популярными, многочисленными, востребованными и любимыми для взрослых и детей на протяжении всего золотого века массового производства кукол.


Слово БИСКВИТ по-французски означает СУХАРЬ


Это неглазурованный фарфор с белой, слегка шероховатой, ка у мрамора, поверхностью.

Мода на бисквит зародилась во ФРАНЦИИ, где на Севрской фарфоровой мануфактуре стали создавать статуэтки из бисквита.


С начала 19 века бисквит стали использовать для производства кукольных голов. Вскоре бисквитные головы вытеснили глазурованные головы.


Тогда во Франции вошли в моду куклы Bebe – очаровательный говорящий малыш из грубого бисквита, напоминающего по текстуре человеческую кожу. Для этих кукол с середины 19 века издавались специальные журналы с выкройками нарядов и аксессуаров для Bebe .


Хорошая детализация, проработка, красивые стеклянные глазки, которые выдували на фабриках, где делали глазные протезы для людей, дававшие живой взгляд, волосы, которые делали из натуральных волос, козей шерсти, мохера, двигающиеся ножки и ручки - все это привносило в образ кукол элемент натуральности, реалистичности. Был только два минуса – куклы были довольно хрупкими, хоть фарфор и вечный материал, но если куклу уронить, что часто случается, либо ударить ее случайно твердым предметом, то фарфор треснет, а то и разобьется на множество мелких частей, и второй минус – довольно высокая цена.


Купить такую куклу могли только в обеспеченной семье, но и они чаще всего не позволяли себе покупать множество кукол. Хотя несколько могло быть, и один такой случай описан в воспоминаниях мецената и коллекционера Марии Тенишевой.

Куклы из фарфора передавались из поколения в поколение. И да, в таких кукол именно играли, если только родители не решали поставить куклу под стекло, если девочка была неаккуратной.

Как работали фабрики

Куклы изготавливались вручную условно конвейерным методом. На фабриках работали десятки мастеров, каждый из них выполнял свою часть работы

Что и как делали на фабрике, где выпускали кукол из фарфора и других сопутствующих материалов?


Сколько частей у куклы? Голова, тело, руки и ноги.


На фабрике могли делать всё, а могли использовать готовые головы из фарфора.

Процесс кукольного производства был очень трудоемким. На предприятиях трудились десятки мастеров, каждый из которых выполнял свою часть работы. Способы работы были разными, и куклы были разных видов.


Процесс создания куклы – давайте посчитаем, сколько в создании куклы есть этапов работы, сколько работников нужно для создания кукол?


Художник разрабатывал несколько вариантов кукольных голов для дальнейшего утверждения. Понравившийся вариант отправлялся в производство. Значит, первое – эскиз. Утвержденный эскиз надо было превратить в куклу. Как это сделать. Сначала все части куклы надо было слепить. Кто это делает? Скульптор, он лепит модель, части куклы из пластилина.


А потом на основе модели форматор делает форму для заливки, так называемый молд. Если это большая фабрика, то форм для заливки надо сделать очень много. Формы делаются из гипса, постепенно формы приходят в негодность, и лучше сразу сделать больше форм, чтобы они не так быстро изнашивались, но при этом кукол сразу отливалось бы много.


Иногда отливали голову целиком, иногда – половинки, а потом их склеивали.

Если мы делаем сразу много кукол, то сразу отливаем много одинаковых голов, рук, ног. Потом эти части надо было почистить от швов и отправить на первый утильный обжиг (3-4 часа около 800 градусов). Вынули, остудили, почистили, запекли еще раз, это уже высокий обжиг (около 12 часов при температуре примерно 1200 градусов). Остудили, почистили еще раз. Потом художник должен расписать лицо куклы – бровки, реснички, губки, методом напыления делали кукле румяные щечки.


Всего на обжиг может уйти около 20-25 часов работы печи – огромное количество электроэнергии. И только когда все части куклы готовы, можно приступить к сборке.

Глаза и зубки вставляются изнутри головы, потом закрывается сверху головы крышечка. Теперь можно приклеивать волосы. Остальные части присоединяются разными способами. Части шарнирной куклы соединяются с помощью резинки и крючков.

Сколько может быть подвижных частей у куклы?


Шея, плечевые суставы, локти, колени, бедра, иногда очень редко были шарниры в стопе.

Каждый этап работы делал отдельный работник или несколько работников. А сколько этих этапов мы насчитали?


Художник, скульптор, форматор, заливщик, тот, кто зачищает, кто работает с печами, кто расписывает лица, кто вставляет глаза и зубы, кто приклеивает парик, кто делает перетяжку куклы, кто создает костюм – рисует эскизы, кто моделирует и шьет, кто одевает. Кто создает коробку, кто создает дизайн коробки. Насчитали не менее 15 человек.


Часто у кукол голова, тело и конечности сделаны из разных материалов. Эти материалы должны соотноситься друг с другом, подходить друг к другу.


Тело может быть сделано из разных материалов – ткани, композита, фарфора, если куколка маленькая, лайки (кожи). Тело для куклы шьется по особой выкройке, его надо пришить. Если голова восковая, то тело обычно текстильное, если голова из дерева, то и тело деревянное, если голова целлулоидная, то и тело целлулоидное.


Где делали глаза для кукол? Они производились на фабриках, изготавливающих глазные протезы для людей. Поэтому взгляд старинных кукол столь живой.


Кукольные фабриканты неустанно конкурировали, стремясь создать новинку, способную покорить сердца покупателей. Поэтому, помимо эстетики и непревзойденного качества, они уделяли особое внимание различным изобретениям. Это порождало настоящую гонку патентов: в патентное бюро направлялись разработки механизмов глаз, креплений рук и ног, пищалок, шарниров и даже варианты оформления бровей.


В кукольном производстве были задействованы целые области в Германии и во Франции, там кукольные фабрики открывались вокруг месторождений каолина. В нашей стране таких месторождений не было, поэтому у нас таких фабрик было мало.


Стоимость кукол была очень велика. К началу 20 века их цена снизится, но общедоступными они так и не станут.