Представление о создании первых людей богами из глины и воды присутствует во множестве древних мифологий и культурных традиций.
Однажды Нюйва — богиня с туловищем змеи и человеческим лицом и руками — подползла к пруду, набрала горсть желтой глины и, глядя на колебавшееся в воде изображение верхней части своего тела, вылепила небольшую фигурку, а потом вылепила ей ножки. Как только богиня закончила работу, фигурка ожила и весело запрыгала.
Нюйва обрадовалась тому, что ей удалось создать человека. Продолжая свой труд, она вылепила еще несколько сотен человечков обоего пола. Нюйва понимала, что у нее не хватит ни сил, ни времени на то, чтобы вылепить столько людей, чтобы они могли населить землю. Она сорвала свисавшую с обрыва лиану, опустила ее в топь пруда и, когда лиана покрылась глиной, стряхнула ее на землю. Падая на землю, кусочки глины превращались в человечков.
Но со временем люди умирали, а создавать их всякий раз заново было слишком утомительно. Поэтому Нюйва, соединив мужчин и женщин, заставила их самих продолжать свой род.
Бог огня Гефест слепил Пандору из глины и воды по велению Зевса в наказание людям за огонь, похищенный для них Прометеем. Она была первой женщиной. Глина, как материал, использовалась в качестве аллегории смертности и хрупкости человеческой природы.
Любопытная, она открыла полученный от Зевса сосуд (ящик), из которого тут же по миру разлетелись все несчастья и бедствия, а на дне, под захлопнутой крышкой, осталась одна лишь надежда. Фраза «открыть ящик Пандоры» теперь означает совершить действие с необратимыми последствиями (обычно негативными).
Первая женщина Пандора напрямую связана с миром кукол: ее создали, как куклу, из глины и воды, и также ее имя стало означать куклу, у которой есть свой кукольный гардероб, собранный в специальный ящичек (шкатулку, красивую коробку).
Шумерская мифология рассказывает историю Энки, бога мудрости и водных ресурсов, который вылепил первых людей из глины, предварительно смешав её с кровью убитого бога.
Подобный сюжет повторяется и в ассирийской и вавилонской версиях, где бог Эа создаёт первых людей аналогичным способом.
В Библии существует хорошо известная версия создания Адама, первого мужчины, из праха земного (переводится иногда как «глина» или «грязь»), то есть из смеси земли и влаги. После формирования тело оживляется дыханием Бога.
Китайская мифология предлагает версию, согласно которой Нюйва, первобытная мать-змея, создаёт первых людей путём лепки из жёлтой грязи реки Хуанхэ. Затем, уставшая от процесса, она бросила грязевые комочки вверх, откуда посыпалось множество людей.
Египетская мифология тоже содержит схожий мотив. Бог-творец Хнум создавал людей, используя специальную машину-гончарный круг, лепя их тела из красной глины, находящейся возле реки Нил.
Индийские тексты повествуют о Брахме, создателе мира, который использовал землю и воду для создания первых людей. Процесс сопровождался духовным и физическим совершенствованием творений.
Эти мифы имеют общие архетипичные признаки, отражая представление древних цивилизаций о природе человека, смерти и бессмертии, цикличности жизни и возрождения. Через образы глины и воды древние народы пытались осмыслить своё происхождение и предназначение в мире.